Eurovision Евровидение
Друзья сайта
Top.Mail.Ru


Успех Петра Налича и политика признания

НаличМКПН – широко известная в узких кругах музыкальная команда, чья история успеха не укладывается в привычные для российского шоу-бизнеса рамки: в 2007 году самодельный клип на песню «Гитар» музыканты выложили на YouTube, после чего социальные сети, блоги и прочие «народные» Интернет-ресурсы наполнились ссылками на эту композицию. После Интернет-успеха МКПН сопутствовал и концертный успех: билеты на концерты в московских клубах раскупались моментально, а довольные фанаты разучивали слова и распевали песни с приятными мелодиями.

При этом на FM-радио и тем более на телевидении МКПН желанными гостями не были, поэтому аудитория массовых СМИ и музыкальных радиостанций до последнего времени была лишена удовольствия познакомиться с творчеством артистов.

При этом на FM-радио и тем более на телевидении МКПН желанными гостями не были, поэтому аудитория массовых СМИ и музыкальных радиостанций до последнего времени была лишена удовольствия познакомиться с творчеством артистов. До тех пор, пока они не появились в эфире РТР на российском отборочном конкурсе «Евровидения», где в ходе всенародного голосования обошли всех конкурентов и получили право представлять Россию на конкурсе в Осло. Среди обойденных были как малоизвестные музыканты, так и протеже мастодонтов шоу-бизнеса, что добавило победе Петра Налича сотоварищи остроты.

Теории заговора и неподдельная радость

Дискуссия на страницах блогов и форумов в Интернете, действительно, развернулась показательная, содержащая много откровенно злобных и столь же откровенно восторженных отзывов, что, в какой-то мере, можно интерпретировать как показатель расслоения российского общества. Тем не менее, победу Налича можно считать результатом настоящего общественного волеизъявления: ведь выбран он был не экспертной комиссией, а общим голосованием.

Остановимся подробнее на интерпретациях ситуации, которые предлагает российское сетевое сообщество.

Интерпретации в духе «всемирного заговора»:

- Петра Налича выбрали специально для того, чтобы не выигрывать на Евровидении: огромные средства тратятся на подготовку Олимпиады в Сочи, и второго мега-проекта бюджету РФ просто не выдержать.

- Победа МКПН – продуманная диверсия. Жертва диверсии – российский шоу-бизнес, имидж России на международной арене и т.д.

- Победа МКПН стала возможной в результате очередного флешмоба в Интернете и не характеризует реальных музыкальных пристрастий россиян.

Объяснения традиционные, «народные»:

- Победа неформатного участника – трагическая ошибка, которую не объяснить человеческой логикой.

- За победу МКПН были заплачены деньги, чтобы раскрутить команду на внутрироссийском рынке: т.е. это просто такой шумный способ вырваться из субкультурной Интернет-известности.

Объяснение квазипрофессиональное:

Заведомо неформатный участник, который, тем не менее, является интересным явлением с точки зрения музыкальной, не может претендовать на победу, что ясно всем. Поэтому действо приобретает характер символического плевка в сторону «Евровидения».

- Выбор Налича – способ показать свое отношение к изжившему себя конкурсу, который, по мнению многих, превратился в политизированную арену для выяснения отношений между государствами. Заведомо неформатный участник, который, тем не менее, является интересным явлением с точки зрения музыкальной, не может претендовать на победу, что ясно всем. Поэтому действо приобретает характер символического плевка в сторону «Евровидения».

Интерпретации одобрительные:

- Победа МКПН – победа всего нестандартного, творческого и интересного над пластиковой и единообразной российской поп-культурой, причем осуществленная при массовой народной поддержке.

- Качественный музыкальный продукт нашел дорогу к более широкой публике и сможет выйти за пределы круга активных Интернет-пользователей.

- Коррумпированная система отбора на телевидении также была преодолена и наконец дорогу получили артисты, которых выбирают не продюсеры и телевизионные боссы, а аудитория.

Опасения:

- Некоторые блогеры, признавая интересность и небанальность выдаваемого Наличем музыкального продукта, предполагают, что продукт этот – сугубо национальный, и балканско-славянско-цыганские ритмы и сладкоголосое пение на нарочито ломаном английском не смогут покорить сердца европейских зрителей.

- Тонкая ирония и скрытый под грустной мелодией стеб, свойственный большинству композиций МКПН, могут оказаться непонятными широкой публике.

- Любители Налича также хватаются за сердце: попадание «в телевизор», да еще и на традиционно попсовый конкурс может нанести ущерб имиджу и дальнейшей судьбе коллектива как «музыки для своих» и «не для всех».

Маргиналы на ТВ и в жизни

Музыка и интонация МКПН попали «в нерв» определенному социальному слою, причем довольно обширному. Появившись в отборочном туре Евровидения, Петр Налич и команда фактически дали этому слою возможность громко, на всю страну заявить о себе.

На последнем хочется остановиться подробнее. Действительно, феномен Налича как раз заключается в том, что в кои веки музыкальному коллективу не потребовалось усилий продюсеров, вложения огромных денег в рекламу для того, чтобы обрести по-настоящему народную популярность – конечно, в среде городской молодежи с доступом в Интернет. Музыка и интонация МКПН попали «в нерв» определенному социальному слою, причем довольно обширному. Появившись в отборочном туре Евровидения, Петр Налич и команда фактически дали этому слою возможность громко, на всю страну заявить о себе.

То есть не только Налич прославился, выступив на РТР, но и все его почитатели и сторонники – люди, чьи вкусы и интересы ранее на телевидении представлены не были. Молодежь, которая не смотрит телевизор, имеет приличный уровень образования, много общается в Интернете, критически смотрят на окружающую социальную реальность, отслеживает новинки неформальной культурной сферы – словом, те, кого иногда называют «Поколением Интернета», или креативным поколением. Как ни странно, официальная медийная культура на эту публику совершенно не ориентируется, от чего публика не очень страдает, имея свои параллельные сферы общения и культурного потребления.

Тот факт, что эта культура все же проникла на телевидение, пусть и благодаря вполне рациональному и понятному стремлению МКПН пробиться, хоть бы и с помощью Евровидения, на международный музыкальный рынок, нельзя не рассматривать как положительный момент.

Триумфальное явление этой части современной российской культуры на телеэкраны – это официальное признание факта ее существования, включение ее в более широкий культурный контекст, «размалчивание», если можно так выразиться. Тут можно провести аналогию с идеями, высказанными в знаменитой работе Чарльза Тейлора «Политика признания»: в этой книге Тейлор отметил необходимость признания самобытности культуры определенной социальной группы для полноценного ее существования. В случае с культурами мигрантов, например: на государственном уровне необходимо признать самобытность их культуры, ее право на существование наравне с другими культурами в рамках национального государства для того, чтобы эта группа ощутила собственную полноценность и начала позитивно включаться в жизнь целого, государства.

Примерно так же обстоят дела и с субкультурами, с культурами целых социальных слоев, которые чувствуют себя маргинализированными, исключенными, и в целях самосохранения эту свою отделенность поддерживают.

Примерно так же обстоят дела и с субкультурами, с культурами целых социальных слоев, которые чувствуют себя маргинализированными, исключенными, и в целях самосохранения эту свою отделенность поддерживают. Общим местом для описанного выше «креативного поколения» стал демонстративный отказ от просмотра телепередач, чтения официальных газет и участия в жизни страны вообще. Обиженными они себя не чувствуют, но определенная и сознательная отстраненность от мейнстрима – как культурного, так и общественного – очевидна. Именно поэтому некоторые фанаты Налича болезненно восприняли перспективу проникновения своего любимца в мейнстрим. Между тем в перспективе в интересах российской общественности все же представить и эту часть культуры на центральном телевидении: с одной стороны, потому что именно в ней происходит все самое интересное и самобытное, а с другой стороны, потому что именно «креативное поколение» - это те молодые профессионалы, от благополучия и самочувствия которых, в конечном итоге, зависит будущее страны, как бы пафосно это ни звучало.

Самодельный клип МКПН на песню "Гитар" 

"Дача": концертное исполнение, клуб IKRA

Анна Желнина, cogita.ru, 10.03.10

Налич, youtube, МКПН Категория: Евровидение Россия | Просмотров: 2420 | Добавил: eurovision | Рейтинг: 5.0 |


Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа


Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск по новостям

Разделы новостей
Евровидение [1816]
Eurovision Song Contest ESC
Детское Евровидение [870]
Junior Eurovision Song Contest JESC
Танцевальное Евровидение [106]
Eurovision Dance Contest EDC
Музыка [257]
Music Songs Поп-музыка Песни
Шоу-бизнес [542]
Show Business Музыкальная индустрия
Евровидение Австралия [15]
Eurovision – Australia Decides Австралия решает
Евровидение Австрия [22]
Ö3-Wecker Ö3 Будильник
Евровидение Азербайджан [545]
Avrovijn Avroviziya Mahnı Müsabiqəsi
Евровидение Албания [30]
Festivali Evropian i Këngës
Евровидение Андорра [13]
Eurovisió
Евровидение Армения [225]
Եվրատեսիլ երգի մրցույթ
Евровидение Беларусь [599]
Конкурс песні Еўрабачанне
Евровидение Бельгия [22]
Eurosong
Евровидение Болгария [22]
Евровизия
Евровидение Босния и Герцеговина [19]
BH Eurosong Show
Евровидение Великобритания [65]
Eurovision: You Decide
Евровидение Венгрия [21]
Eurovíziós Dalfesztivá
Евровидение Германия [78]
Liederwettbewerb der Eurovision
Евровидение Греция [49]
Διαγωνισμός Τραγουδιού Ευρώεικονα
Евровидение Грузия [120]
ევროვიზიის
Евровидение Дания [26]
Det Europæiske Melodi Grand Prix Dansk Melodi
Евровидение Израиль [66]
‏אירוויזיון
Евровидение Ирландия [25]
The Late Late Show Eurosong
Евровидение Исландия [19]
Söngvakeppni evrópskra sjónvarpsstöðva Европейский телевизионный конкурс певцов
Евровидение Испания [67]
Festival de la Canción de Eurovisión Benidorm Fest
Евровидение Италия [25]
Concorso Eurovisione della Canzone San Remo
Евровидение Кипр [48]
Γιουροβίζιον
Евровидение Латвия [123]
Eirodziesma Eirovīzija Eirovīzijas dziesmu konkurss
Евровидение Литва [63]
Eurovizijoje Eurovizija Eurovizijos dainų konkursas
Евровидение Лихтенштейн [6]
Евровидение Люксембург [4]
RTL Luxembourg LSC
Евровидение Македония [21]
Евровизија
Евровидение Мальта [48]
MESC
Евровидение Молдова [131]
Concursul Muzical Eurovision
Евровидение Нидерланды [24]
Eurovisie Songfestival
Евровидение Норвегия [37]
Eurosong Sang Ryddesalg Nrk Melodi Grand Prix
Евровидение Польша [30]
Eurowizja Konkurs Piosenki Eurowizji
Евровидение Португалия [22]
Festival Eurovisão da Canção
Евровидение Россия [1052]
Европесня
Евровидение Румыния [38]
Concursul Muzical Eurovision
Евровидение Сан-Марино [20]
Eurovisione
Евровидение Сербия [37]
Еуровисион Pesma Evrovizije Песма Евровизије
Евровидение Словакия [11]
Eurovízia
Евровидение Словения [24]
Pesem Evrovizije
Евровидение Турция [65]
Eurovision Şarkı Yarışması
Евровидение Украина [786]
Пісенний конкурс Євробачення Конкурс пісні Євробачення - одне з найбільш популярних телевізійних шоу в світі, проводиться щорічно, починаючи з 1956 року
Евровидение Финляндия [30]
Eurovision laulukilpailu
Евровидение Франция [47]
Concours Eurovision de la chanson
Евровидение Хорватия [20]
Pjesma Eurovizije
Евровидение Черногория [18]
Montevizija
Евровидение Чехия [23]
Velká cena Eurovize
Евровидение Швейцария [33]
Die Grosse Entscheidungsshow SRG SSR
Евровидение Швеция [44]
Eurovisionsschlagerfestivalen Melodifestivalen
Евровидение Эстония [217]
Eesti Laul Eurovisioon Эстонская Песня

Eurovision.in © 2006-2012